Методическое пособие "Основные направления работы преподавателя - гитариста
(о целесообразности введения джазовых элементов в процесс обучения игре на гитаре в ДШИ).
Автор, составитель и автор переложений для гитары Гераськин Виталий Валентинович.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ниже перечислены основные приёмы и их нотная запись, которые используются при игре медиатором на электрогитаре. Многие из них применяются и на акустической гитаре. Название самих приёмов имеет англоязычную, в отличие от классической испано - итальянской, основу.


Исполнительские приёмы при медиаторной технике.

Бенд. Суть приёма в том, что взятая нота тянется пальцами поперёк грифа (как правило, 1, 2, 3-я струны вверх, т. е. к 6-й, а 4, 5, 6-я в низ, т. е. к 1-й). Таким образом, происходит усиление натяжения струны и, следовательно, повышается её строй, и Вы получаете новую ноту «ниоткуда», без атаки (вторая нота не извлекается). Ещё один плюс бенда в возможности получить «не темперированные»  ноты – повышенные на четверть тона или на восьмую его часть или плавное повышение высоты звука на 0,5 тона (к сожалению, осуществить бенд на тон на нейлоновых струнах проблематично).


1. Полутоновый бенд.    2. Тоновый бенд          3. Полутоновый бенд (вар.2)   4. Микробенд (на ? тона)


Медленный бенд. В отличие от обычного бенда, когда подтяжка производится с минимальным опозданием от удара медиатора и создаётся впечатление форшлага, при медленном бенде, процесс растянут во времени и укладывается в указанную длительность. Над значком подтяжки при этом пишут «slow» Нота извлекается только один раз и самом начале приёма.

 

 

Бенд и возврат. Струна ударяется медиатором, подтягивается и возвращается в исходное (неподтянутое) состояние в рамках указанных длительностей. Возврат обозначается в нотах всё той же видоизменённой угловатой лигой, а в таблатуре стрелкой вниз или буквой «R». В этом случае стрелки подтяжки и возврата соединены,  потому что эти два приёма не разделяются ударом медиатора.

 


Пребенд (предварительная подтяжка). Прием, при котором струна быстро и беззвучно подтягивается, после этого извлекается звук правой рукой, затем струна опускается в пределах указанной длительности. Беззвучное подтягивание в таблатуре обозначается пунктирной стрелкой, а сам приём буквами «PB».


Унисонный бенд. Смысл этого приёма в извлечении интервала на соседних струнах, как правило, малой септимы, затем нижний тон тянется вверх до унисона. Обычно используется как форшлаг.

 

 

Хаммер. В этом случае первая нота извлекается медиатором. Вторая рождается от удара пальцем левой руки по струне на указанном ладу. В таблатуре обозначается буквой «H» над лигой.

 

 

Пулл. Вторая нота расположена ниже первой. Чтобы сыграть легато, на струну ставятся два пальца на две соответствующие ноты. Первая нота извлекается медиатором, а вторая путём сдёргивания пальца левой руки прижимающего верхнюю ноту. При этом сдёргивающий палец цепляет струну подушечкой, чтобы звук получался громким и плотным.

 

 

Слайд. Стандартный слайд исполняется следующим образом: первая нота извлекается медиатором, а затем, не отпуская струны, палец левой руки движется по ней до указанной ноты. Фактически это легато, но при медленном исполнении становятся слышны ноты лежащие между двумя основными, а стандартный хаммер или пулл даёт только две ноты. Обозначается соединением двух нот прямой, лигой  и буквой «S».

 


Слайд с ударом. Исполняется как и обычный слайд, но вторая нота извлекается медиатором и в нотации отсутствует лига.

 

 

Медленный слайд. Исполняется в течение всей длительности ноты. Обозначается надписью «slow slide» («медленно скользить») или «SS».

Пикскрэйп. Исполняется ребром медиатора от головки грифа к подставке и звук, если им можно назвать издаваемый скрежет, повышается. Нотируется аналогично с надписью «pick scrape» или «PS».

 

 

 

 

 

Список рекомендуемой литературы.

Джазовая и роковая гитара:

- Альмейда Л. «Классическая гитара в джазе».
- Арзуманов С. «Домашняя студия гитариста».
- Арзуманов С. «Секреты гитарного звука».
- Бадьянов А. «Джазовый гитарист».  Часть 1.
- Бадьянов А. «Джазовый гитарист». Часть 2.
- Виницкий А. «Детский джазовый альбом».
- Виницкий А. «Джазовые этюды и упражнения для классической гитары».
- Винницкий А.  «Блюзы и джазовые прелюдии».
- Косовский В., Хатала А.  «Руководство по игре на плектр-гитаре».
- Ламзин И., Пастернак Ю. «Рок - гитара».
- Манилов В.  «Учись аккомпанировать на гитаре».                                                                            
- Манилов В.  «Джаз в ритме самбы».
- Молотков В.  «Джазовая импровизация на шестиструнной гитаре».
- Молотков В.  «Аранжировка для гитары»
- Молотков В. Манилов В. «Техника джазового аккомпанемента на шестиструнной гитаре».           
- Попов С. «Музыкальное и аппликатурное мышление гитариста».
- Седых, Смолин «Блюз на акустической гитаре».

- Arnie Berle and Mark Galbo «Beginning Fingerstyle Blues Guitar».
- Gambale Frank «Improvisation Made Easier».
- Fisher Jody «The Complete Jazz Guitar Method»
- Pass J. «Guitar Method».
- Pass J. «Chords».
- Pass J. «Guitar Style».
- Robert B. Yelin «Jazz Classics For Solo Guitar».
- S. Trovato «Essential Rhytm Guitar».

- электронный ресурс http://f-59.mylivepage.ru/

Разработка сайта Игорь Лебедев